Рынок страхования Республики Казахстан на стадии перемен

Работа Balt Assistance Ltd. высоко оценена НБ РК

Нужна туристическая страховка?

Купить полис

Елена Зыгина, Главный специалист Департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан:

"Ежегодная Международная конференция «Страхование в Центральной Азии», которая состоялась 13-14 апреля 2017 г., традиционно стала платформой для конструктивного диалога между государственными регулирующими органами, участниками страхового рынка и представителями бизнес сообществ разных стран по наиболее значимым вопросам в области страховой деятельности.

По секции «Страхование туристов, выезжающих за рубеж: казахстанские реалии и международный опыт» состоялась дискуссия в формате «круглого стола», в которой приняли участие Директор Департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан, представители сервисной компании Balt Assistance Ltd, казахстанских страховых организаций и Казахстанской туристской ассоциации.

Следует отметить, что в настоящее время объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора или турагента является установленная гражданским законодательством Республики Казахстан ответственность за причинение вреда имущественным и (или) иным интересам туриста. За последние четыре года данный класс страхования стал крайне убыточным для страховых организаций Республики Казахстан, поскольку расходы страховщиков по претензиям туристов, пострадавших вследствие невыполнения обязательств турагентств, чартеродержателями и авиаперевозчиками, значительно превышают объемы собираемых страховых премий (в 4,6 раза за 2015 год).

Вместе с тем, следует отметить ограниченность страхового покрытия. Страхованием покрывается только часть ущерба, которая подпадает под лимит ответственности. При этом на практике реальный ущерб туристов в десятки раз превысил размер страхового возмещения.

Таким образом, действующая система обязательного страхования в Республике Казахстан не обеспечивает адекватную защиту имущественных интересов туриста в связи с отсутствием конкретного перечня страхуемых рисков и ограниченностью лимита страхования.

В качестве решения указанной проблемы Национальным Банком РК предлагается концептуально изменить способ защиты туриста посредством регламентирования на законодательном уровне обязательного страхования имущественных интересов самого туриста, выезжающего за рубеж, с учетом международного опыта.

В целях осуществления страховыми организациями адекватного андеррайтинга рисков, принимаемых при обязательном страховании, был разработан перечень основных страховых рисков, включаемых в программы страхования туриста. Предполагается, что страхователем выступит туроператор, который обязан заключить договор обязательного страхования туриста, выезжающего за рубеж (застрахованного), по одной из нескольких программ обязательного страхования по выбору, где сумма страховой премии, подлежащей оплате страховой организации (страховщику), будет зависеть от предполагаемой страны поездки и количества дней путешествия.

Предложенный механизм заложен в проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и страховой деятельности».

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 06.09.2016 г. № 314 «Об утверждении Концептуального плана законотворческой работы на 2016 - 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан)» срок внесения проекта Закона на рассмотрение Парламента Республики Казахстан - второе полугодие 2017 года. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 29.12.2016 г. № 905 «О Плане законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2017 год» срок внесения проекта Закона на рассмотрение Министерства юстиции Республики Казахстан - май 2017 г., Правительства Республики Казахстан - июль 2017 г., Парламента Республики Казахстан - сентябрь 2017 г.

Следует отметить, что с целью формирования исчерпывающего перечня страховых рисков, включенных в программы обязательного страхования туриста, были взяты статистические сведения о количестве обращений туристов по тем или иным страховым случаям в международные Ассистанс компании, в том числе, сервисную компанию Balt Assistance Ltd.

Выступления на круглом столе представителей сервисной компании Balt Assistance Ltd имели особую информационную значимость ввиду того, что накопленный практический опыт работы компании по обслуживанию туристов, выезжающих за рубеж, в том числе и казахстанских туристов, позволил осветить существующее положение дел в разрезе стран по урегулированным страховым случаям, основным причинам обращений, понесенным расходам туристами самостоятельно, произведенным в полном или частичном объеме страховых выплат страховщиками, последствиям отсутствия страховой защиты, проблемным вопросам тех событий, которые не были признаны страховщиками как страховые случаи.

Представленный материал также содержал сравнительный анализ действующих законодательных норм в части используемых механизмов защиты лиц, выезжающих за рубеж, тех стран, где проблематика поставленного вопроса схожа с казахстанскими реалиями.

Выступления представителей сервисной компании Balt Assistance Ltd придали импульс диалогу представителей организаций страхового и туристского рынков, итогом которого стала задача разработки и внедрения посредством специализированных организаций такой системы защиты туриста, выезжающего за рубеж, которая полностью бы отвечала интересам туриста – потребителя туристских и страховых услуг.

Благодарим представителей сервисной компании Balt Assistance Ltd за оказанную консультационную помощь и оперативно предоставленную дополнительную информацию, которая была использована в разработке отдельных норм проекта Закона по перечню основных страховых рисков, особенностей взаимодействия страховщиков, ассистанс компаний и застрахованных (туристов, выезжающих за рубеж).

Отмечаем высокую профессиональную компетентность представителей сервисной компании Balt Assistance Ltd и готовность к сотрудничеству по всем вопросам в рамках своей компетенции".